Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
  • +7 (47364) 2-17-06
Нововоронеж, Космонавтов ул, 5а

Аннотации к рабочим программам

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

 Программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.
   В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и
общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
   Основная общеобразовательная программа раскрывает возрастные особенности, контингент воспитанников, режимы дня, расписания непосредственно образовательной деятельности, а так же содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, мониторинг образовательного процесса и взаимодействие с социумом и родителями.

Обзор парциальных программ

              Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста"                           (Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева)

    Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности. Рекомендована Министерством образования РФ. Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.

Программа «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (С. Н. Николаева)

    Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы,
эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы - взаимосвязи живых организмов со средой обитания. К программе разработаны методические материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошкольников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям. Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева)

     Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Теоретическую
основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Программа рассчитана на работу с детьми трех - семи лет, включает перспективное и календарное планирование. Предлагает новые организационно-методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников.
    Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.Программа рекомендована Министерством образования РФ.


Программа «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 лет» (О.С. Ушакова)

    Цель программы — развитие у дошкольников речевых умений и навыков, формирование у них представлений о структуре связного высказывания, а так же о способах связи между отдельными фразами и его частями. В программе достаточно полно раскрыты теоретические основы, описаны направления работы по речевому развитию детей. В программе решаются задачи, связанные с обучением родному языку, развитием речи детей старшего дошкольного возраста: воспитание звуковой
культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и коммуникативных умений. Задания, игры, упражнения помогают решать одновременно разные задачи, которые тесно переплетаются между собой. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.


Программа «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» (Е.В. Колесникова)

    Содержание программы ориентировано на развитие математических способностей детей 3-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях: систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение и т.д.); организация работы с детьми по освоению содержания Программы. В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общения, самостоятельной деятельности, которые организует взрослый, сопровождает и поддерживает.
    Цель программы — приобщение дошкольников к математическим знаниям,
накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей детей 3 -7
лет в соответствии с требованиями Стандарта.

Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет
«ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (И.А. Лыкова)

Программа рассчитана на работу с детьми 2-7 лет, строится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на художественно-эстетическое развитие, восприятие явлений окружающей действительности, где человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.
Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста
эстетического отношения и художественно-творческих способностей в
изобразительной деятельности. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведения искусства) и предметов окружающего вида как эстетических объектов. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно- образной выразительности. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно- эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключенного в
художественную форму. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности в художественно-эстетическом освоении окружающего мира. Интеграция образовательной области «Художественное творчество» строится на основе принципа взаимосвязи с другими образовательными областями, обеспечивая оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Программа обучения и воспитания детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).
(Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)

     Предлагаемая программа предназначается для воспитателей и логопедов
дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
     Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого
развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.


                        ОБЗОР АВТОРСКИХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Рабочая программа "Нравственно-патриотическое воспитание одарённых детей от 4 до 7 лет посредством знакомства с историей родного края".

Автор-составитель: воспитатель ВКК Ершова Л.А.

Ведущая цель программы: формирование у детей нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.

 Рабочая программа по коррекции звукопроизношения. 

Автор: учитель-логопед ВКК Прыткова Л.Г.

Цель программы: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

 Образовательная программа инструктора по физической культуре "Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи".

Автор: инструктор по физической культуре ВКК Кулакова Н.П.

Цель программы: Позитивная социализация ребёнка, создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных способностей, укрепление здоровья детей с нарушением речи; коррекция моторно-висцеральных рефлексов.