• +7 (47364) 2-17-06
Нововоронеж, Космонавтов ул, 5а

Образовательная программа

Основная образовательная программа разработана рабочей группой педагогов МКДОУ Нововоронежский детский сад № 8 в составе: 10 чел

 ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных  нормативных  документов:

  • Устав ДОУ, утверждён приказом № 590 Отдела  образования и молодежной политики администрации городского округа город Нововоронеж от 20.12.2013г.
  •  Право на ведение образовательной деятельности подтверждено Лицензией, регистрационный номер И-3163 от 05 мая 2012 года с бессрочным сроком действия. 

      Основная образовательная программа МКДОУ Нововоронежский детский сад № 8 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому.

       Содержание образовательного процесса в МКДОУ Нововоронежский детский сад № 8 выстроено в соответствии с примерной программой Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», 2014г., разработанной на основе ФГОС ДО.

 Цели и задачи реализации Программы

Приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения общеразвивающего вида МКДОУ Нововоронежский детский сад № 8 являются:

  1. Художественно – эстетическое воспитание;
  2. Эколого-биологическое воспитание дошкольников.

 Принципы и подходы к формированию Программы

 Целесообразно выделение нескольких групп принципов формирования программы:

  • Принципы, сформулированные  на основе требований  ФГОС ДО:
  • Основные принципы дошкольного образования:
  • Принципы, сформулированные на основе программы «От рождения до школы»:

Содержание программы рассчитано на пятидневную рабочую неделю и  12 часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.

Образовательная программа охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей:

  • Ранний дошкольный возраст – от 1,5 до 3 лет; 
  • Дошкольный возраст – от 3 до  7 лет.

Возрастные особенности  детей  подробно сформулированы в примерной общеобразовательной  программе  дошкольного образования

 «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М. Мозаика – синтез, 2014г.

  Планируемые результаты освоения Программы

Требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

  • Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

      Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях.

      Содержание Программы  обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»;
  • «Физическое развитие».

Формы работы по образовательным областям  Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

  • Регламентирование образовательного процесса на неделю
  • Система работы по  «Физическому  развитию»
    • Система  работы по «Речевому развитию »
    • Система  работы по «Социально – коммуникативному развитию»
    • Система  работы по «Познавательному  развитию»
    • Система  работы по «Художественно – эстетическому развитию»
    • Педагогическая диагностика

 Цели и задачи приоритетного направления ДОУ

Часть Программы, формируемая участниками образовательного про­цесса,  представлена приоритетным направлением развития детей: художественно-эстетическое и эколого-биологическое.  

 Условия реализации

В МКДОУ Нововоронежский  детский сад № 8 созданы необходимые условия для реализации приоритетного направления развития  детей:

  • Музыкальный зал; Костюмерная; Изостудия; Мини – музей «Русская горница»; Кабинет экологии; Кабинет учителя-логопеда; Кабинет педагога-психолога; Физкультурный зал;

Кабинет познавательно-речевого развития; 2 выставочных фойе; Методический кабинет, обеспеченный литературой, пособиями, играми;

Специалистами и воспитателями разработаны комплексно-тематические планы работы с детьми, рабочие программы, портфолио.

Программа сформирована участниками образовательного процесса и составляет не более 40 % объёма Программы.

Контроль за выполнением Программы, осуществляет администрация МКДОУ Нововоронежский детский сад № 8.

    При проектировании содержания вариантной части программы учтены особенности муниципального образования города Нововоронеж, расположенного в Центральном Черноземье:

  • время начала и окончания тех или иных сезонных явлений, интенсивность их протекания; 
  • длительность светового дня;
  • погодные условия;
  • состав флоры и фауны;
  • наличие градообразующего предприятия - Нововоронежская АЭС.

     При организации образовательного процесса в ДОУ  учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными народными культурными традициями.       

     Педагоги ДОУ с уважением относятся к детям, разговаривающим на родном для них языке, внимательно прислушиваются к  поведениям родителей из семей другой этнической принадлежности.

Работа с родителями (законными представителями):

  • открытые показы по приоритетному направлению;
  • индивидуальные и групповые консультации и беседы по проблемам приоритетного направления;
  • анкетирование;
  • привлечение к участию в конкурсах, выставках, развлечениях;
  • участие  родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса;
  • привлечение к созданию познавательно-развивающей среды.

Программы и технологии

Для реализации приоритетного направления деятельности ДОУ – художественно-эстетического и эколого-биологического педагоги используют в работе парциальные программы:

Используемые технологии:Используемые программы скоординированы, их содержание способствует развитию детей.

  • ТРИЗ; Сказкотерапия; Логоритмика; Мнемотехника; Моделирование; Песочная терапия; Экспериментирование; Артикуляционная и дыхательная гимнастика; Пальчиковые игры; Нетрадиционное рисование; Тестопластика; Музыкальные игры и ритмические упражнения; Музыкальная релаксация; Развивающие игры Воскобовича; Методика М. Монтессори; Блоки Дьенеша; Развивающие игры Никитина; Психогимнастика; Палочки Кюизинера; Геоконт, геовизор; Кольца Луллия.    

Работа с детьми по приоритетному направлению

Работа по организации художественно-эстетического направления:

Работа по организации эколого-биологического направления:

Дополнительное образование (кружки)

     При включении дополнительных услуг в режим работы детского сада были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, норма числа занятий в течение дня и их длительность.

          На сегодняшний день в МДОУ Нововоронежский детский сад №8 успешно работают пять  кружков:

1.  «Мастерская юных художников» (изодеятельность);

2.  «Удивительное рядом» (экология, опытническая деятельность);

3.  «Музыкальная гостиная» (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах);

4.  «Весёлый каблучок» (развитие творческих способностей детей через ритм и выразительные движения);

5.  «Умники и умницы» (познавательно-речевое развитие).

Комплексно-тематическое планирование по возрастным группам

     Цели: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного  на  обеспечение единства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,  с учетом интеграции  на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом  контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных  особенностей, социального заказа родителей.

 МКДОУ Нововоронежский детский сад №8 организованы:

v  Школа молодого специалиста;

v  Наставничество.

  Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности.

     Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. 

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Результативность этапов работы по самообразованию:

1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.

2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.

3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).

Сформированность определенных личностных качеств:

  • · Активность педагога.
  • · Инициативность.
  • · Готовность к аналитической деятельности.
  • · Потребность в саморазвитии.

Повышение профессионального статуса педагога:

  • Повышение категории.
  • Формы успешности педагога (признание администрации, родителей, коллег).

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

  • Содержание работы с родителями (законными представителями)
  • Формы и методы работы с родителями

Формы информационного взаимодействия ДОУ с родителями по основным линиям развития ребенка.

Здоровье и физическое развитие

Познавательно - речевое развитие

Социально - личностное развитие

Художественно - эстетическое развитие

Воспитатели каждой группы МКДОУ Нововоронежский детский сад №8 ежегодно разрабатывают план сотрудничества с семьёй по пяти направлениям:

Направление

Цели

Информационно-аналитическое

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Познавательное

Ознакомление с возрастными и психологическими особенностями детей, формирование практических навыков воспитания.

Наглядно-информационное

Ознакомление с работой ДОУ, формирование знаний о воспитании и развитии детей.

Досуговое

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.


Система работы логопедической службы в ДОУ

Обследование

Коррекционная работа

Профилактика

Индивидуальные занятия

Индивидуальные и подгрупповые, групповые занятия

Сотрудничество с семьей, воспитателями, специалистами

Консультации, собрания, семинары, НОД в присутствии родителей, специалистов ДОУ и др.   

Взаимодействие с социумом

Направ

ление

Наименование общественных организаций, учреждений

Формы сотрудничества

Перио-

дичность

 

 

Образование

ВИРО

Курсы  повышения квалификации, публикации статей.

По плану ДОУ

Дошкольные учреждения города  

Проведение методических объединений, консультации, методические встречи, обмен опытом

По плану  Отдела образования

«Дом детского творчества»

Экскурсии в ДДТ,  участие в выставках,    посещение кружков.

По плану на год  ДДТ

Медицина

Детская поликлиника

 

Проведение медицинского обследования;

связь медицинских работников по вопросам заболеваемости и профилактики (консультирование)

 

По мере необходимости

Физкультура и спорт

Комитет по физкультуре и спорту

Участие в спортивных мероприятиях города

(«Атомиада», «Весёлые старты»)

По плану комитета

Стадион «Старт»

Экскурсии, проведение занятий с детьми, соревнования

По плану

Культура

Детская школа искусств

Экскурсии, посещение выставок,    концертов.

Встречи с художниками нашего города, экскурсии, посещение выставок.

Выступление учеников музыкальной школы.

Участие в конкурсах, фестивалях.

По плану

 СОШ  № 1, № 3.

Экскурсии, игры – занятия, спектакли, посещение музея.

2-3 раза в год

Детская библиотека

Коллективные посещения, встречи с работниками библиотеки, познавательные викторины на базе библиотеки для родителей и детей, создание семейной библиотеки.

По плану

 «Культурный досуговый центр» 

Конкурсы детского творчества,  выставки детских рисунков, концерты

По плану на год

ТЮЗ «Корона»

г. Лиски

Показ театрализованных постановок на базе ДОУ

В течение года

ДДТМФ «Феерия» г. Воронеж

Воронежский театр кукол «Иллюзион»

Безопасность

Пожарная часть

Экскурсии, встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ, консультации, инструктажи.

По плану

ГИББД

Проведение бесед с детьми и родителями по правилам дорожного движения, участие в выставках, смотрах-конкурсах

По плану

Информационность

Кабельное телевидение, газета «Мой город»

Публикации в газете,  репортажи на телевидении.

По мере необходимости

СМИ

(федеральный уровень)

журналы  «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Психолог в детском саду», «Логопед», «Справочник руководителя», «Справочник старшего воспитателя», «Музыкальная палитра», интернет - ресурсы: создание персональных мини-сайтов педагогов, публикации статей  из опыта работы, методических разработок, вебинары.

По мере необходимости

Центр  социальной помощи семье и детям

Консультации для педагогов  по работе с семьями «Группы риска», консультирование родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Участие в культурно-массовых мероприятиях, родительских собраниях.

По плану центра

Центр занятости населения

Трудоустройство в летний период

ЛОП

Экология

Комитет по охране природы

 

Совместная организация выставок, экологические акции, экологический театр.

По плану   Материально-техническое обеспечение Программы, методические материалы и средства обучения и воспитания


  • Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса.

    МКДОУ №8 имеет: 3 компьютера, 2 ноутбука, 2 многофункциональных печатающих устройства, 2 принтера,  мультимедийное оборудование (2 проектора, экран), 3 музыкальных центра, 8 магнитол (в каждой возрастной группе), 4 кондиционера.

   МКДОУ имеет доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Работает официальный сайт учреждения http://nvdetsad8.ru/  

В методическом кабинете ДОУ собран весь необходимый материал

Спортивный зал оснащен

Музыкальный зал оснащен

Медицинский блок оснащен

Кабинет изобразительной деятельности оснащён 

Кабинет педагога-психолога оснащен

Кабинет учителя-логопеда оснащён

Кабинет познавательно-речевого развития оснащён

Кабинет экологии оснащён

Мини-музей «Русская горница» оснащён (пополняется)

  Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в ДОУ

        Уже традицией нашего детского сада стало проведение  смотров-конкурсов, выставок согласно годовому плану. При подготовке к конкурсу, педагоги обращаются за помощью к родителям, детям. Это их сближает, появляются тесное взаимодействие, стойкий интерес к конкурсу, чувство соперничества между группами.

        Разрабатывая положение, обязательно учитывается работа педагогов с родителями. Без их активного участия не появлялись бы интересные композиции  на участке нашего детского сада, не были бы столь богаты уголки групп, мини-музеи, выставки творчества. Результатом всегда остаются довольны все, дети, воспитатели, родители.

         В конкурсах развиваются  профессиональные способности педагогов, а также те качества, которые способствуют успехам в профессии и помогают самореализации личности. Самое главное -  формируются мотивы профессиональной деятельности.

 Особенности организации предметно-пространственной среды (РППС)

     В группах и кабинетах ДОУ созданы такие условия, при которых ребёнок чувствует себя психологически защищённым.

     При формировании предметно-пространственной среды учитываем следующие принципыеё построения, рекомендованные ФГОС:

  • Принцип дистанции позиции при взаимодействии;
  • Принцип активности самостоятельности, творчества;
  • Принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  • Принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я – образ);
  • Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
  • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Активный сектор (занимает большую площадь в группе) включает: 

- центр игры
- центр двигательной деятельности
- центр конструирования
- центр музыкально театрализованной деятельности

Спокойный сектор:
- центр книги
- центр отдыха
- центр природы

Рабочий сектор (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности):
- центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
- центр правильной речи и моторики.

Особенности построения предметно-развивающей среды в группе

     В соответствии с рассмотренными принципами в группах ДОУ создана следующая предметно-развивающая среда.

Зона познавательного развития 
Театральный уголок 
Природный уголок Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр
Для центра искусства "Юный художник"

Строительный центр
В группах также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр

Яркие, веселые, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок 
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как «Уголок уединения», который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам.      Заманчиво и волшебно выглядит «Уголок чтения» на стене. 
 Уголок безопасности 
     Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает «Бабушкин уголок» – хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры. Он является частью патриотического центра.